Вы вошли как Гость

Группа "Гости"

Пятница, 29 Марта 2024, 15:04:58

RSS
434.575 MHz (61LPD)/
ctcss 82.5 Hz

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Полезные статьи [6]

Поиск

Календарь

Наш опрос
На каком типе транспортного средства чаще передвигаетесь?
Всего ответов: 100

Мини-чат

Курс USD/UAH НБУ
НБУ курс доллара

Пробки в Одессе
Посмотреть на Яндекс.Картах

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Полезные статьи

Полюби Си-Би
Будучи студентом, на занятии по психологии узнал, что зарубежные специалисты уравняли эмоциональную нагрузку водителя с летчиком-истребителем. Или даже с целой эскадрильей – вторят им отечественные коллеги. Одним из первых электронных устройств на самолете стала радиостанция. И если сегодня самолет без радиосвязи – нонсенс, то радиофицированный автомобиль до недавних пор ассоциировался разве что со спецслужбами да войсками. Еще в 1957 США, а за ними следом в последующие годы и большинство других стран, выделили для гражданского использования 11-метровый диапазон (26,065-28,305 МГц), получивший название, соответствующее назначению – Citizen Band (гражданский диапазон), или коротко – СВ. В первый год работы диапазона Федеральная комиссия связи США (FCC) выдала 28000 разрешений на работу. Через пять лет в эфир выходило уже 215000 корреспондентов! Дальше – больше: к середине семидесятых годов только в США на полюбившемся диапазоне работали десятки миллионов станций. Обеспечить всех желающих лицензиями FCC была не в состоянии и попросту отменила лицензирование.
Радиолюбители одной шестой части суши получили подарок к Новому Году – 89: этот диапазон был узаконен лишь 30 декабря 1988 года. Но и здесь не обошлось без традиционной бдительности: дабы ограничить возможность общения с зарубежными корреспондентами, частотную сетку установили свою, смещенную на 5 кГц вниз по сравнению с «забугорными» стандартами. И, само собой, обязательная в то время регистрация.
Некоторое разочарование и неудобство от такого решения властей быстро скомпенсировали производители оборудования: они добавили в станции возможность переключения с «нулей» на «пятерки».
Всплеск развития Си-Би диапазона, хоть и не так лавинообразно, как в США, у нас пришелся на начало девяностых годов: «железный занавес» рухнул, сотовая телефонная связь еще дорогая, а поговорить хочется. И если для рядовых граждан это было чем-то вроде развлечения, то для водителей такси и дальнобойщиков радиостанция – такой же инструмент, как домкрат и баллонный ключ. Не зря радиостанция в кабине присутствует уже в заводской комплектации у ведущих мировых производителей тягачей или, как минимум, сделана радиоподготовка.
Дорога всегда полна неожиданностей: пробки, посты ГАИ, поломки машины… Водительское легендарное братство лишь окрепло: и дорогу друг другу подскажут, и на помощь придут, и «ни жезла, ни гвоздя» пожелают.
Нередко приходится слышать высказывания, что информирование о дислокации постов ГАИ дает шанс избежать наказания за нарушения или даже преступления. Конечно, доля истины в этом есть. Но мы не первые: в 1973 году в США была предпринята попытка запрета использования радиостанций в автомобилях. К счастью, запрет так и остался на бумаге, так как на «низах» быстро поняли пользу от большого количества корреспондентов на колесах: энтузиасты мониторили эфир и сообщали в полицию о происшествиях на дороге. Многие патрульные машины оснастили еще одной радиостанцией. Подсказать, какого диапазона?
Сегодня стоимость бюджетного мобильного телефона в 2-3 раза ниже, чем самый дешевый работоспособный комплект Си-Би станции. Казалось бы, время радиосвязи прошло. Однако и у телефона имеются недостатки. Например, если при движении в колонне один из участников просит остановку, то при использовании радиосвязи его услышат сразу все. А сколько уйдет время на дозвон, на подъем трубки при использовании телефона?
Установленные «здесь» и «там» разные частоты каналов вносят некоторую путаницу в общение. Поэтому для уверенной связи и с европейцем, и с россиянином желательно, чтобы станция имела возможность работы и в «нулях», и в «пятерках». Еще лучше – если переключение возможно на ходу одной рукой, а не перезагрузкой станции с удержанием нескольких кнопок. Работать можно в любом из 40 каналов, однако следует помнить, что 9 и 19 каналы можно использовать только как аварийный и информационный соответственно. Кстати для этого производители Си-Би радиостанций устанавливают кнопку быстрого переключения на них. Исторически сложилось, что водители общаются на 15 канале сетки С (27,130 или 27,135 МГц) с использованием амплитудной модуляции (АМ), но только уж самые простые станции не имеют возможности работы и с частотной модуляцией (FМ). В последнее время появляются станции, способные быстро включать не только 9 или 19 канал, но и любимый пятнадцатый. Однако, в реальных условиях вероятность получения помощи на 15 канале все-таки повыше: к большому сожалению, аварийных служб, мониторящих 9 канал остается все меньше.
Часто спрашивают, а какова же дальность уверенной связи между автомобилями? Точного ответа с точностью до метра никто не даст, ибо распространение радиоволн – дело непредсказуемое, зависящее от множества факторов: рельефа, температуры, состояния атмосферы, конструкции и качества исполнения антенно-фидерного тракта. При грамотной установке и настройке 10-15 км – вполне реальный результат, а при так называемых проходах возможно и в сотню раз больше. Что такое дальность связи в 10 км на шоссе? Два автомобиля, идущие навстречу друг другу со скоростью 90 км час смогут общаться 6-7 минут. Этого вполне достаточно для информирования о дорожной обстановке. Мало, скажете вы? А ведь остальные либо вовсе не информированы, либо, в лучшем случае, предупреждены о засаде ГАИ морганием фар встречного автомобиля.
А как насчет вкусно покушать без риска отравления? Кто лучше дальнобойщика знает реальную ситуацию на дороге? Мотаясь часто по одному маршруту, проезжая за день сотни километров, они уже наизусть знают и о гаишниках в кустах, место встречи с которыми изменить нельзя, и более точно, чем некоторые автонавигаторы, подскажут, как попасть в тот или иной город, о состоянии дороги, об авариях, а также о местонахождении заправок и ресторанчиков. На Дороге нет деления по размеру машины, деление есть только на тех, у кого рация есть и на тех, кто ее не имеет.
Итак, вы решились приобщиться к когорте авторадиолюбителей. С частотным диапазоном все понятно, осталось определиться с диапазоном цен и возможностей. Цена на сертифицированные радиостанции колеблется от 120-130 у.е., на антенны — от 50-60 у.е. Понятно, что здесь срабатывает формула: чем дешевле аппарат, тем меньше он имеет функций. Варианты подороже имеют и функций побольше, и рабочий диапазон шире, да и выглядят более презентабельно.
Куда бежать, какие документы готовить для оформления? А ничего не нужно! Без малого через 20 лет после открытия Си-Би диапазона решением №1174 Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины от 23.10.2008 года отменила разрешения на использование станций, отвечающим требованиям, перечисленным в Приложении №6. Два основных требования: мощность не более 4 Вт, 40 каналов сетки С.
До похода в магазин желательно прикинуть место установки в машине: рация не должна мешать посадке-высадке и управлению автомобилем, но в то же время должна быть доступной для регулировок. Ведь если регулировку шумоподавителя (Squelch) может взять на себя имеющаяся в некоторых станциях функция автоматического шумоподавителя (Automatic Squelch Control), то изменение громкости и переключение каналов у большинства моделей делается на самой стации. Исходя из опыта, самыми оптимальными местами в автомобиле являются:
- На правой стороне консоли рычага КПП возле левой ноги переднего пассажира автомобиля
- Слева от руля под торпедо. У некоторых автомобилей там имеется вполне подходящая полочка или даже «бардачок»
- Под магнитолой формат 1 DIN
- Под центральную консоль «торпедо». Например, на «Самарх» с «высокой» панелью центральная консоль не опускается до пола, оставляя простор для дополнительного оборудования.
- В подлокотник и т.д.
Если ни один из этих вариантов не подходит и радиостанцию приходится ставить под сидение, всегда есть возможность поставить внешний динамик для более четкого звучания.
Как правило, у автомобильных радиостанций встроенный динамик находится в нижней части корпуса и при установке вглубь панели приборов слышимость из него ухудшается. Приходится подключать выносной громкоговоритель. Станция PRESIDENT Johnson II ASC оснащена динамиком на фронтальной панели - удобно монтировать в панель.
Хочется напомнить старую народную мудрость: скупой платит дважды. Покупая технику (в нашем случае – радиостанцию) нижнего ценового диапазона, клиент рискует стать обладателем не сертифицированной и неразрешенной к применению модели с весьма призрачными гарантийными обязательствами, зато вовсе не призрачными проблемами при общении с ГАИ и Укрчастотназдором.
Первый закон радиосвязи гласит: «антенна – лучший усилитель». Какая бы ни была навороченная станция – ненастроенная или некачественная антенна «съест» почти всю мощность. Из-за большой длины волны (11 метров) антенны приходится укорачивать. Согласитесь, установка на автомобиль пятиметровой антенны красоты и практичности ей не добавит – она будет цепляться за все ветки, мосты, провода. Для удобства эксплуатации антенны укорачивают физически, сохраняя электрическую длину. Но и здесь работает то же правило: чем длиннее, тем лучше. В продаже можно встретить антенны Си-Би диапазона от 30 см и больше. Оптимальной длиной для установки на легковой автомобиль считается 1,0-1,5 м. Чтоб не задевать за препятствия, на грузовики часто приходится ставить антенны чуть короче, однако из-за большей высоты установки эффективность связи страдает несильно.
Все Си-Би радиостанции имеют питание 12 В, то есть в легковой автомобиль можно запитываться от прикуривателя или аккумулятора, а в грузовом автомобиле - от преобразователя 24/12 В.
Антенна должна устанавливаться как можно выше только вертикально и только на металлическое основание, чтобы иметь хорошую массу. Наилучшее место – центр крыши. В комплекте с антенной всегда идет 4 м кабеля, который запрещается укорачивать, поскольку его длина – один из элементов настройки системы. Сама установка радиостанции и антенны занимает от 15 до 30 минут. При этом сохраняется возможность переустановки комплекта с одного авто на другой.
И в завершение: радиостанция – достаточно сложный прибор. Пусть даже у бюджетной станции всего пара кнопок и регуляторов, но для полной отдачи ее возможностей необходима грамотная установка и настройка у специалиста.
Чистого всем эфира и гладких дорог!

==========
В слегка сокращенном виде статья опубликована в журнале "Украина за рулем" №9/2010.
Категория: Полезные статьи | Добавил: admin (22 Сентября 2010) | Автор: Сорочан Виталий, UR5FNW E
Просмотров: 2122
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Одесский авторадиоканал
Copyright ViSor © 2024